+7-960-236-97-50

АСВГК в поисках концессионера, способного взять под контроль большегрузы

Робогрузовики идут на смену дальнобойщикам: работы могут лишиться 300 тысяч водителей

Минтранс РФ и Росавтодор давно уже ведут речь о создании и запуске на федеральных трассах России АСВГК - автоматической системы весогабаритного контроля. Но только теперь история свернула на свою финишную прямую: уникальный проект таки вошел в состав национальной программы «Безопасные и качественные автомобильные дороги», стартующей уже в 2019 г.

АСВГК станет государственно-частным партнерством (ГЧП). Это очевидно. Однако поучаствовать в реализации проекта выразил желание пока только единственный потенциальный партнер - оператор небезызвестного «Платона». Впрочем, к концу подготовительного периода желающих возможно окажется больше.

Концессионный проект

В октябре 2018 г Правительство РФ рассмотрело заявку «РТ-Инвест Транспортные системы» - оператора системы «Платон» - на создание системы весогабаритного контроля федерального значения, включающей около 400 автоматических пунктов (а с ними и ЦАФАП, регистрирующего дорожные нарушения также автоматом). Других претендентов на концессию не наблюдается (во всяком случае пока), но ситуация вполне может перемениться после публикации проекта соглашения.

Министр транспорта Российской Федерации Евгений Дитрих заявил журналистам на выставке «Дорога 2018» (Казань), что проект концессионного соглашения намечается к публикации в самом конце 2018 г или же в начале 2019 г - сразу после правительственного утверждения.

Заинтересованность «РТ-Инвест»

 

Вообще, соответствующая заявка компании «РТ-Инвест Транспортные системы» в Правительство и параллельно в Минтранс поступила еще в конце 2016 г. Однако весной следующего 2017 г тогдашний глава Росавтодора Роман Старовойт пояснил, что Кабинету Министров нужно время, дабы определиться, кто именно представит концессионную сторону от государства, и вот только после того возможным станет дальнейшее взаимодействие по данному вопросу.

Следующим этапом «РТ-Инвест» отзывает поданную заявку для доработки под обновленные требования Минтранса, а также для обсуждения АСВГК с другими представителями отрасли. В решении нуждался, например, вопрос определения способа информирования о нарушении водителя большегруза, а также владельца ТС (на каждом из постов контроля).

Летом 2018 заявка от компании поступает в соответствующие инстанции вновь. И вот теперь ожидается принятие решения в отведенный законом срок (75 дней).

Четыре сотни «умных» весов уже в 2021 г

Согласно проекту Минтранса первая сотня «умных» весов для грузовых автомобилей должна быть установлена и начать работу на федеральных трассах не позднее 2019 года. А уже к 2020 г число таких весов возрастет до 300, к 2021 г - до 400 шт.

По данным Росавтодора, по программе «Безопасные и качественные автомобильные дороги» до 2024 г запланировано разместить 387 пунктов автоматического весогабаритного контроля на федеральных трассах и дорогах местного значения в 75 субъектах РФ. Пока же на всей территории России действует только 27 объектов АСВГК.

Поэтапное внедрение новой системы

Принятое решение по запуску АСВГК-системы однозначно: он будет происходить постепенно, этап за этапом. К этому подталкивает опыт регионов. Так в Калининградской области после постановки поста весового контроля недобросовестные перевозчики стали объезжать контролирующий объект другими путями. Мониторинг объездов выявил ключевые точки. И следующим этапом оборудование было установлено именно на них. После чего произведен анализ перераспределения трафика, который помог сориентироваться, в каких еще местах требовалось организовать посты.

Конечно, водители-нарушители не успокоятся. Либо начнут искать все новые альтернативные маршруты, либо станут закрывать номера, либо будут съезжать с дороги в зонах контроля, либо придумают что-то еще. Вроде бы, борясь с недобросовестностью, надо ставить все больше камер и постов. Однако специалисты нашли более рациональный вариант. Так в одной из областей были оцифрованы транспортные потоки и установлено не более 20-30 камер слежения, но камер инновационных, создающих цифровой след для каждого из проезжающих автомобилей. В результате объединения фотовидеофиксации и весогабаритного контроля получилось эффективно бороться как с закрытыми госномерами, так и с объездами. И принцип был выбран достаточно простой: нейросети идентифицировали ТС, движущееся с закрытыми номерами на участке контроля веса, с похожим, которое ехало уже с открытым госномером под камерами на других участках.

Также было проанализировано передвижение машин, едущих не кратчайшим маршрутом, а путем, намеренно построенным в объезд контроля. Весовым постам передавались списки этих автомобилей для проверки (выборочно). Принятые меры отлично сработали - позволили эффективно бороться со злостными нарушителями при небольших финансовых вложениях. Все дела, ушедшие в суды, завершились в пользу государства.

Что же касается самих грузоперевозчиков, то они отмечают и плюсы, и минусы АСВГК. К первым относят возможность работать, не нарушая закона, и экономию доставочного времени (взвешивание ведь ведется без остановки ТС). Ко вторым же причисляют неизбежные погрешности в работе оборудования, а также вечный спор - кому платить штраф: отправителю груза или же перевозчику? Однако все надеются, что проблемные моменты будут улажены еще в тестовый период нового проекта.