+7-960-236-97-50

Почему дизельное топливо дорожает быстрее, чем бензин?

Недавно в ряде российских регионов «вдруг» подорожало дизельное топливо - подскочило за день где на рубль, а где сразу на три.

Даже если ориентироваться на усредненные данные от Росстата, получится, что за октябрь 2018 г бензин прибавил в цене только 6 копеек, тогда как дизель - все 12. Получается, иметь машину на «тяжелом топливе» теперь совсем не так выгодно, как раньше. А если еще учесть более высокую стоимость самого автомобиля плюс дорогое обслуживание, плюс сложный ремонт, становится совсем грустно...

Отчего же темпы роста дизельных цен опережают бензиновые? Попробуем разобраться. Заодно постараемся выяснить: долго ли будет сохраняться тенденция и каким образом отразится она на автомобильном рынке?

Дизель «зимний» и «летний»

В России в текущем году увеличились продажи автомобилей, работающих на дизельном топливе. При том, что в предыдущие годы спрос на подобные транспортные средства заметно снижался. Специалисты связывают это как раз с ростом «бензиновых» цен. Экономные автомобилисты посчитали расходы на будущее и присмотрелись к дизелям, тем более, топливный расход у тех ощутимо меньше.

Не успели рачительные автовладельцы порадоваться выгодному приобретению, как цены на заправках нанесли им «ответный удар» - дизтопливо стало буквально на глазах дорожать.

Ситуацию пояснил Денис Лисицын - трейд-аналитик «ФинИст»: «Здесь решающую роль безусловно сыграл сезонный фактор. Сейчас на севере фактически уже зима, «за бортом» температура давно упала ниже нуля. И АЗС там начали продажи «зимнего» дизтоплива, которое априори дороже «летнего». Скоро оно окажется на всех заправках страны, а значит цены поползут вверх повсеместно. А в общем, опять появился повод поднять цены, и торговцы не упустили своего шанса, поскольку уверены: на солярку на пороге зимы спрос точно не упадет».

Что касается действия дизельного двигателя, оно позволяет экономить на топливном расходе. Потому-то такие машины и пользуются покупательским спросом во все времена. И очередной зимний рост цен не сыграет в этом сколько-нибудь значительной роли. Подумаешь - дорожает! В холода всегда так.

Мировая тенденция и урожай с полей

Если пристальней взглянуть на проблему, можно отметить: сезонный подъем цен на дизельное топливо отмечается не только у нас. Данная тенденция наблюдается во всем мире. И дело тут не только в зиме, но и в привязке к биржевым котировкам. На международном рынке дизель всегда котировался выше бензина.

Сегодня многие российские компании практически искусственно повысили на дизтопливо экспортные цены, прикрывшись ростом цен мировых. Получается выгоднее отправлять дизель за кордон, нежели поставлять его потребителям на внутренний рынок. Поэтому буквально на глазах образовался дефицит. И это при том, что топливные запасы по стране вообще распределены крайне неравномерно. Нередко случается, что за соляркой специально едут в самые отдаленные уголки - туда, где ее побольше и где она подешевле. А потому на оптовую цену топлива накручивают еще и транспортные расходы по его доставке.

Еще одним фактором роста стоимости дизеля является увеличение числа грузоперевозок, связанное с вывозом с полей и садов урожая. Ведь дизтопливо традиционно используется в грузовых машинах, спецтехнике. Да и выгоднее оно для грузовиков, даже с учетом выросших цен, поскольку у грузовых машин большой объем двигателя - на бензине ездить там совсем не вариант.

По мнению директора аналитического департамента ГК «Альпари» Натальи Мильчаковой, цены на дизельное топливо продолжат свой рост. И водить автомобиль на дизеле будет выгодно только тому, кто ездит действительно много (по работе, скажем). Такое положение вещей непременно скажется на продажах в соответствующем сегменте автомобильного рынка. Правда, обвала какого-то не предвидится. Просто ажиотажа не будет — вот и все.

Если сохранится тенденция повышения цен на дизельное топливо, обвалятся первыми продажи малолитражек. Ведь по затратам на горючее эти машинки уже теперь сравнялись с аналогами, оснащенными бензиновыми двигателями. Зато по внедорожникам ситуация никак не переменится - там дизель сохранит свои позиции и останется незаменимым.

И вообще, когда присмотришься повнимательнее, оказывается, что бензин и дизель с начала этого года в цене выросли примерно одинаково. АИ-95 — + 19% (с 41,69 до 45,78 руб), а дизель — + 17,9%, (с 40,07 до 44,72 руб). Основной же причиной ценового скачка на дизтопливо явился именно сезонный рост оптовых цен, что не могло не отразиться на розничной стоимости горючего.