+7 (812) 565-25-96

Волнения российских перевозчиков: борьба с «серыми» схемами, весовой контроль и цифровизация

Робогрузовики идут на смену дальнобойщикам: работы могут лишиться 300 тысяч водителей

В российской столице в октябре этого года прошла профессиональная конференция «Грузовые автоперевозки: вызовы и возможности», на которой представителям отрасли удалось обсудить самые актуальные для себя проблемы, в число которых вошли:

  • запуск системы АСВГК;
  • регулирование рынка современных грузоперевозок;
  • транспортно-логистическая цифровизация;
  • и некоторые другие, не менее важные.

АСВГК

Старту АСВГК в ближайшее время была посвящена практически вся первая сессия конференции. И неудивительно, ведь сегодня ребром стоит вопрос сохранности российских автомобильных дорог. А разрушаются магистрали, в том числе по вине большегрузов, передвигающихся бесконтрольно и не желающих финансово компенсировать наносимый ущерб в соответствии с действующим законодательством. В результате нормативному состоянию соответствует не более 78% всех федеральных дорог и только 41% - региональных.

При этом только в 2017 году на дорожное восстановление из государственного бюджета было направлено полтора триллиона рублей. А в качестве пошлин и штрафов с нарушителей в казну вернулось только 0,9 миллиарда. Цифры, что называется, несопоставимые.

Решить проблему и призвать к ответу водителей-нарушителей, а также недобросовестные компании перевозчиков и призвана АСВГК, подразумевающая создание целой контролирующей системы с пунктами контроля веса на всех ключевых дорожных точках.

Регулирование отрасли

Это еще одна актуальная тема, всерьез волнующая современный транспортный бизнес.

Напомним, что лицензирование деятельности в отрасли отменили еще в 2005 г. И с тех пор рынок не отрегулирован, потому что так и не появилось механизма упорядочивания его работы, подобного получению лицензий. Главных проблем 2:

  • закрытость (нет реальных данных по рыночным участникам, их составу);
  • и деление на «белых»/«серых».

Деятельность как раз «серых» участников для всех и является головной болью: они дезорганизуют работу, сбивают реальные цены, уклоняются от уплаты налогов. Такие перевозчики должным образом не занимаются обслуживанием транспорта, хитрят на страховании ответственности. И именно за счет подобного подхода удешевляют стоимость услуг, привлекая клиента.

Кстати, на конференции отдельная дискуссия состоялась на тему исчисления и уплаты НДС, во время которой эксперты решили, что грузоперевозчикам неплохо бы перенять в этом вопросе опыт агропромышленного комплекса (аграрии подписали Хартию АПК - документ, закрепляющий налоговую добросовестность участников). Что же касается настоящего момента, то отрасль перевозок и логистики по многим пунктам дискредитировала себя и остро нуждается во вмешательстве со стороны государства.

Участники конференции выделили 3 основных формы госрегулирования:

  1. Нормативно-правовое, которое направлено было бы на обеспечение безопасности на основании законов, указов, соответствующих постановлений, подзаконных актов.
  2. Ограничительное, с возвращением лицензирования, введением квотирования, а также сертификации и выдачи различных разрешений/допусков.
  3. Финансово-экономическое, через налоги, установление тарифов, введение штрафов, прочих санкций.

Было отмечено также, что эффективным инструментом рыночного регулирования может стать создание официального документа - Российского Реестра перевозчиков, который ограничит доступ к предоставлению услуг автомобильных грузоперевозок. По мнению участников форума, подобные барьеры просто необходимо создавать, чтобы повысить экологичность и общую безопасность транспорта, участвующего в перевозках. Это обеспечит защиту интересов других участников рынка - заказчиков, напрямую заинтересованных в качестве доставок.

Предлагаемый реестр должен быть совместим с уже существующими в электронном виде базами, а именно: налоговой, системы «Платон» и прочими. Это, в том числе поможет поддерживать актуальность данных. Что же касается компаний-перевозчиков, то они могут в этот реестр, как попасть, так и выбыть с помощью контролирующих органов при имеющихся на то веских причинах.

Цифровизация

Не так давно в стране был принят всеобщий курс на цифровизацию документооборота в экономике, в том числе в ее транспортно-логистической области. Перспективы данного направления также стали предметом обсуждения на конференции грузоперевозчиков.

Напомним: в 2018 г Минтрансом РФ разработан проект, регулирующий использование электронных транспортных накладных (ЭТН) в сфере перевозки различных грузов. И Правительство страны его узаконило в области международных автомобильных грузоперевозок. На очереди внедрение ЭТН на аналогичных внутрироссийских перевозках.

Пока же такие документы используются в тестовом режиме, по большей части на линиях между дочерними предприятиями какой-то одной компании. Так, например, транспортное подразделение «Сельта» розничной торговой сети «Магнит» уже давно работает, используя электронные транспортные накладные. Своим положительным опытом с участниками форума поделился заместитель директора данной ТК Роман Юников.

Несмотря на то, что подобное решение пока с точки зрения законодательства является спорным, в случае проблем с ГИБДД представители компаний, использующих ЭТН, оперативно связываются с головными организациями и те уже доказывают представителям правоохранительных органов юридическую возможность использования электронных документов.

Участники конференции в данном вопросе сошлись во мнении: переход на цифровой документооборот только поможет их бизнесу стать гораздо более прозрачным и быстрым, а также заметно снизит затраты. В итоге все только выиграют - и перевозчики, и грузовладельцы, и власть, включая налоговые органы.

В общем же, по мнению собравшихся на мероприятие, двухдневный профильный форум явно удался. Он был крайне насыщенным и актуальным по содержанию. А главное, весьма продуктивным для всех заинтересованных сторон.

Следующая такая конференция намечена на март 2019 г, и пройдет она в Москве.